Телефон в Рязани:
(4912) 77-88-41
Версия для слабовидящих

СЛУЖБА МЕДИАЦИИ


Медиация (от лат. mediare - посредничать) - форма внесудебного разрешения споров с  помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника).

Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

  • Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора
  • При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
  • Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
  • В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
  • При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.
  • Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
  • При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Когда медиация возможна:

  • главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе (после развода, в бизнесе и т.д.);

  • речь идет о длительных, значимых отношениях (например, если при последствиях развода затронуты интересы детей, или при длительных деловых отношениях);

  • на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (как, например, при разногласиях между акционерами);

  • стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность, а судебные процессы, как правило, публичны;

  • необходимо выработать всеобъемлющее генеральное решение, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь часть проблемы;

  • имеют место сложные случаи, которые не могут быть разрешены в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно) с помощью права с его бинарным конструктом «да/нет».

Источник: официальный сайт АНО «Научно-методический центр медиации и права» г. Москва


СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Образовательное учреждение - это срез общества и для него характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями, между сотрудниками и администрацией. Существенная часть конфликтов носит деструктивный характер, что чревато травматическими последствиями. Таким образом, остро встает вопрос о повышении конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса.

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг.» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) ставит перед образовательной системой следующую задачу: организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.


Одним из эффективных методов решения данной задачи является метод "Школьной медиации", который ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

"Школьная медиация" – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка - от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.


Цели метода "Школьной медиации" можно сформулировать следующим образом:

  • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие*, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

  • улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Метод школьной медиации основан на методе медиации, как альтернативном способе урегулирования конфликтов с участием третьей нейтральной стороны. В процедуре медиации конфликт решается взаимоприемлемым способом для обеих сторон, таким образом медиативный подход позволяет минимизировать негативные последствия конфликтов.


Метод школьной медиации открывает перед образовательным учреждением следующие возможности:

  • минимизация деструктивных последствий конфликтов;

  • повышение конфликтологической компетенции всех членов образовательной среды;

  • формирование безопасной образовательной среды;

  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении.


Метод школьной медиации рекомендован ФГБУ «Федеральный институт медиации», как эффективный способ решения ряда воспитательных задач, а также, как один из способов обеспечения безопасности образовательной среды.


Литература:

1. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. Баева И.А. – М., 2002.

2. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы Шамликашвили Ц. А., Хазанова М. А. Психологическая наука и образование. 2014. № 2.

3. Основы медиации как процедуры урегулирования споров / Учебное пособие/ Ц. Шамкиашвили — М., Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и юридического консультирования», 2013 г.

4. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. – М., 2012.